В АРБ предложили реформу банковской системы

Российские малые и средние частные банки, прежде всего региональные, могут занять свою нишу в обеспечении нормального функционирования отечественной экономики в условиях стресса, считают в Ассоциации российских банков. Об инициативах по соответствующему реформированию банковского сектора, выдвинутых на съезде ассоциации 5 апреля, рассказали в понедельник в АРБ.

В частности, ассоциация предлагает «трехуровневую» банковскую систему с выделением следующих групп: системно значимые кредитные организации, государственные банки как институты развития по определенным направлениям и регионально значимые банки, а также остальные коммерческие банки. Ассоциация считает, что целевым ориентиром должно стать снижение доли государства в капитале российских банков до уровня не более 50% к концу 2030 года.

«Необходимо разработать программу поддержки малых и средних коммерческих банков (прежде всего региональных), обеспечивающую не декларативные, а реально равные условия конкуренции с системно значимыми кредитными организациями и банками с государственным участием», — полагают в АРБ.

Для регионально значимых банков предлагается установить следующие критерии:

  • регистрация за пределами Московского и Петербургского регионов;
  • отсутствие статуса системно значимого банка;
  • отсутствие претензий к текущей деятельности со стороны ЦБ (отнесение как минимум ко второй квалификационной группе по оценке экономического положения);
  • доля денежных средств, предоставленных предприятиям домашнего региона, в работающих активах банка более 50%;
  • наличие рейтинга российского рейтингового агентства.

Регионально значимым банкам предлагается дать такие преференции, как:

  • автоматическое участие во всех федеральных программах в регионе регистрации;
  • право на обслуживание всех категорий клиентов в домашнем регионе;
  • IT-поддержка деятельности за счет специальной региональной программы, финансируемой за счет федеральных институтов развития;
  • использование механизма докапитализации через ОФЗ;
  • возможное внедрение механизма участия институтов развития (прежде всего ВЭБа) в капитале сроком на три — пять лет.

Программу поддержки региональных банков предлагается реализовывать только в регионах их регистрации (кроме столичных), а частным коммерческим банкам, расположенным в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, предлагается оказывать такую поддержку при их соответствии таким критериям, как наличие рейтинга российского рейтингового агентства не ниже «В+» и наличие разветвленной сети в регионе присутствия и ряде регионов РФ (не менее десяти регионов).

По задумке разработчиков реформы, банки с государственным участием (за исключением системно значимых) должны превратиться в отраслевые институты развития, через которые идет предоставление долгосрочных кредитных ресурсов по льготным целевым программам уполномоченным коммерческим банкам-агентам.

В АРБ считают, что частные банки могут и должны стать «кровеносными сосудами экономики» в таких сегментах, как кредитование малого и среднего бизнеса и розничное кредитование. Здесь необходим перенос центра тяжести с системно значимых банков и банков с госучастием на устойчивые средние и малые коммерческие банки как опорные финансовые структуры для развития кредитования МСП в регионах их присутствия, подчеркивается в материале.

Также в АРБ полагают, что участие банков в программах субсидирования и льготного кредитования должно быть расширено.

Еще одна инициатива касается «расширения механизма поддержки кредитования корпоративного сектора путем расширения действующих программ льготного кредитования и увеличения количества банков, допущенных к участию в данных программах».

«Предлагается, в частности, рассмотреть возможность расширения действия программ государственного субсидирования процентных ставок по кредитам МСБ на корпоративных заемщиков стратегически важных отраслей экономики, подключив к данным программам максимально широкий круг кредитных организаций», — пишет АРБ.

По мнению ассоциации, должен быть введен запрет на банкротство с параллельным созданием банка «плохих» долгов в качестве нового государственного финансового института (не на базе банка «Траст», который сейчас выступает в этом качестве) для передачи на баланс последнему проблемных кредитов банков (корпоративных кредитов и ипотеки) по первоклассным заемщикам (исходя из оценки их финансового состояния на февраль 2022 года) с возможностью обратного выкупа в течение одного года с момента передачи.

В целях формирования антимонопольного регулирования деятельности финансовых организаций, развивающих экосистемы, и снижения вызванных этим рисков для экономических субъектов предлагается:

  • установить требование об использовании экосистемами открытой модели платформ, в рамках которой доступ к ней имеют конкурирующие поставщики товаров и услуг на основе публично раскрываемых платформой критериев;
  • установить для финансовых организаций запрет на вложения в капиталы нефинансовых организаций или предъявить требование о выделении нефинансового бизнеса внутри финансовой группы (холдинга) в субгруппу (субхолдинг) с созданием специальной управляющей компании для управления нефинансовой деятельностью;
  • установить на законодательном уровне ограничения по росту доминирующей экосистемы или ее элементов в отдельных сегментах рынка (при достижении экосистемой определенной доли рынка) и запрет сделок слияния (поглощения) экосистем, требования по продаже отдельных элементов экосистемы для обеспечения возможности свободного использования данных элементов всеми участниками рынка;
  • разработать и закрепить на законодательном уровне процедуры по обработке обезличенных персональных данных клиентов экосистем и допуску к ним всех заинтересованных третьих лиц.

В АРБ считают, что эти инициативы и предложения должны быть рассмотрены регуляторами. «Готовы к совместной работе с банками по выработке новых предложений в текущей быстро меняющейся ситуации», — говорится в материале.

Источник: www.banki.ru